четверг, 25 октября 2007 г.

Преподнесение Книг, Весы и привлечение к ответу

Не прошли еще растерянность и страх перед воскрешением, как на души людей находят страх и тяготы ожидания Суда. Перед человеком предстают каждое деяние, каждая мысль его мирской жизни. Как сказано в одном из айатов, если совершенное им деяние:

"будет величиной с горчичное зернышко и будет укрыто внутри скалы, или на небесах, или в земле, Аллах предъявит тебе его. Воистину, Аллах Мудр, Всеведущ. (Сура "Лукман", 31:16)


В тот момент, который ближе всех и к Аду и к Раю, каждый узнает из Книги своих деяний, что уготовил он на земле для вечной жизни, что уготовила ему жизнь в потустороннем мире. В Коране так описывается этот момент:

В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы обрести [воздаяние] за свои дела. Кто бы ни совершил добро [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него. (Сура "Аз Зальзаля", 99:6/8)


Как сообщается в Коране, Книга деяний будет выдана неверным слева, а уверовавшим справа. В одном айате так характеризуются "те, кому Книга будет выдана справа":

В тот День вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой. Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: "Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]". Он в жизни, которая радует, в вышнем [Райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: "Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни". (Сура "Аль Хака", 69:18/24)


В то время как верующих охватили радость и воодушевление, неверные испытывают ужасающий и унизительный стыд. Они готовы исчезнуть, даже прекратить свое существование. В продолжение вышеприведенного айата так поясняется безысходность и отчаяние неверных:

А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: "О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного Дня] мое достояние, и силы покинули меня". (Сура "Аль Хака", 69:25/29)


А кому будет принесена его Книга со спины, тот будет призывать погибель [небытие] и войдет в огне, что с треском разгорается... [А на земле] он радостен в своей семье был, ведь думал, что не вернется к [Господу своему] обратно. Но нет! Истинно, Господь очень хорошо его видит! (Сура "Аль Иншикак", 84:10/15)


В айатах также ярко описывается разница между людьми правой стороны и левой стороны:

С тем, кому книга его [деяний] будет вручена в правую руку, расчет будет легким, и он, ликуя, вернется к своей семье. А кому будет принесена его Книга со спины, тот будет призывать погибель [небытие] и войдет в огне, что с треском разгорается... А на земле он радостен в своей семье был, ведь думал, что не вернется к [Господу своему] обратно. Но нет! Истинно, Господь очень хорошо его видит! (Сура "Аль Иншикак", 84:7/15)


Деяния, записанные в Книгах, взвешиваются на особых, точнейших весах, специально приготовленных для Дня Воскресения. В этот день ни к кому не будет проявлена ни малейшая несправедливость перед правосудием Аллаха:

В День Воскресения Мы установим справедливые весы, и никто не вкусит несправедливости даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать [деяния], как умеем считать Мы! (Сура "Аль Анбийа", 21:47)


Каждое деяние, свершенное в земной жизни, до мельчайших деталей поставлено на весы. Стрелка этих весов покажет решение, которое приведет человека к вечному страданию или вечному спасению. Если тяжелы весы, человек войдет в Рай, коли легки - отправляется он к адскому пламени. В тот миг никакая сила или заступник не смогут помочь человеку:

Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах, будет благоденствовать, тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет [Адская] пропасть. Откуда тебе знать, что это такое? Это пылающий огонь. (Сура "Аль Кари'а", 101:6/11)


Вслед за этим все люди, сотворенные с момента создания мира, один за другим будут призваны к ответу. Теперь уже не имеют никакого значения высокие должности или посты, которые они когда-то занимали на земле, глава государства и рядовой человек предстают перед Всевышним и дают Ему свой ответ. С каждого будет спрошено, как служил он своему Господу, сотворившему его и даровавшему ему жизнь, исполнял ли он все предписания, установленные для него Всевышним. Все грехи, мерзости и зло, совершенное им на земле, все сокровенные мысли и желания будет открыты и показаны ему:

В тот День все тайны станут явными, и нет у них ни власти, ни помощника. (Сура "Ат Тарик", 86:9/10)


И труден расчет тех, кто жил не согласно законам, установленным Аллахом, но угождал своим желаниям и страстям или же ставил превыше Божьих предписаний извращенные законы и ценности общества, в котором он жил. В айатах так поясняется этот Великий расчет:

И когда зарытая живьем [девочка] будет спрошена, за какой грех она была убита, и когда свитки [книги деяний] развернутся, и когда небо будет сдернуто, и когда Ад будет разожжен [пылающим огнем], и когда Рай будет приближен, узнает [каждая] душа, что она приготовила. (Сура "Ат Такуир", 81:8/14)


Души людей не смогут отрицать содеянное перед Всевышним Господом. Все добро и зло, сотворенное ими, будет открыто. Даже если кто и будет отрицать, свидетели, видевшие его деяния в земной жизни, также призовутся к тому, кто дает свой отчет, чтобы свидетельствовать против судимого. В айате говорится так:

Озарится земля светом Господа своего, и будет выставлена Книга [деяний], приведены пророки и свидетели, и над [грешниками] свершится правый суд. И не поступят с ними несправедливо. (Сура "Аз Зумар", 39:69)


В День Суда есть другие нежданные свидетели, которые ждут неверных. Все органы чувств человека, его слух, зрение и даже кожа, по воле Аллаха обретя дар речи, заговорят и будут свидетельствовать против него. Органы чувств, которыми человек пользовался на протяжении всей жизни и которые считал своими, предадут своего хозяина, что еще более приумножит психологическое потрясение, переживаемое в тот день. В айатах так повествуется об этой истине Судного Дня:

В тот день, когда врагов Аллаха соберут перед огнем, их будут гнать, пока они не окажутся в огне. Их уши, глаза и кожа будут свидетельствовать против того, что они вершили. И они спросят свою кожу: "Почему вы свидетельствовали против нас?" Те ответят: "Нас заставил говорить Аллах, который дарует речь всему сущему". Он сотворил вас изначально, и к Нему вы будете возвращены. И вам не укрыться от свидетельств ушей ваших, и глаз ваших, и кожи, [которая осязает], сколько бы вы не рассчитывали, что Аллах не узнает многого из того, что вы делали. И сгубили вас ваши [ложные] представления о Господе вашем, и вы оказались в числе потерпевших ущерб. И если даже неверные терпеливо будут [сносить наказание], то все равно их местопребывание - в огне. И если они попросят милости, то им не окажут ее. (Сура "Фуссилат", 41:19/24)


Неверные, восстав и отрицая Всевышнего Аллаха, сотворившего и давшего им жизнь, свершили самый тяжелый грех. Поэтому в День Суда им не будет даже разрешено выступить в свою защиту. В то время как осужденным за самые подлые преступления дается право говорить и оправдать себя, неверным не будет даже возможности издать хоть какой-нибудь звук. Униженные и страдающие, они ждут вынесения приговора:

Горе в тот день отрицавшим [истину]! Это День, когда [никто] не вымолвит [ни слова]. И не будет им дозволено оправдываться. Горе в тот день отрицавшим [истину]! Это День различения истины от лжи: собрали Мы вас и бывшие до вас народы. Если вы обладаете [хитростью] пускайте ее в ход против Меня! Горе в тот день отрицавшим [истину]! (Сура "Аль Мурсалят", 77:34/40)


В тот день неверные испытывают глубокое отвращение и ненависть к своей душе за содеянное, но ярость и гнев Аллаха к ним несравнимо страшнее. Так обращается Он к богохульствовавшим:

Воистину, неверным возвестят: "Несомненно, отвращение Аллаха к вам [в тот миг], когда вас призывали к вере, а вы отвергали ее, было больше, чем ваше отвращение к самим себе [ныне]". (Сура "Гафер", 40:10)


Неверного, увидевшего гнев Аллаха, охватило великое отчаяние и горе. Он испытывает уничтожающий стыд и не желает оставаться воскрешенным. Он желает, чтобы смерть навсегда унесла его в небытие. Только теперь он понимает, что смерть - это не конец жизни, а только лишь начало и нет теперь более другой смерти. Сказано в айате:

[Настанет Час], когда неверные уверовавшими стать пожелают многократно. (Сура "Ал Хиджр", 15:2)


Тогда как ответ верующих будет легким. После того как решена его будущая жизнь, верующий испытывает волнительную радость за великое избавление и счастье. Он продолжает жить по Воле Господа, сотворившего его и наставившего на праведный путь. Ему прощаются все грехи Безграничным Милосердием Аллаха. Он входит в Рай, полный неиссякаемыми милостями Аллаха, и избавлен от мучительного вечного Огня:

О человек, воистину, устремишься к Господу своему и предстанешь перед Ним. С тем, кому Книга его [деяний] будет вручена в правую руку, расчет будет легким, и он, ликуя, вернется к своей семье. (Сура "Аль Иншикак", 84:6/9)

Комментариев нет: